Правительство нашло новый, достаточно радикальный способ борьбы с некачественным топливом

Правительство нашло новый, достаточно радикальный способ борьбы с некачественным топливом. С апреля Росстандарт начнет проверять бензин и дизельное топливо на АЗС с помощью экспресс-теста, что позволит отправлять на длительный и дорогостоящий лабораторный анализ только подозрительные образцы.

В дальнейшем Росстандарт рассчитывает получить право закрывать АЗС только на основе результатов экспресс-теста, который занимает несколько минут в отличие от нескольких дней, уходящих на лабораторную проверку.

Росстандарт до конца года планирует ввести в России новую методику оценки качества топлива на основе экспресс-анализа. Экспресс-анализатор, разработанный в подведомственном институте ВНИИР, может вне лаборатории за несколько минут с точностью до 95% определить октановое и цетановое числа топлива, а также массовую долю серы, концентрацию железа, марганца и свинца.

Сейчас схема проверки предполагает направление проб на лабораторный анализ, что занимает около недели, а также требует существенных затрат — 15-25 тыс. руб. за каждый образец в зависимости от региона. Теперь, поясняют в Росстандарте, если проверка пробы непосредственно на АЗС или нефтебазе не выявит нарушений, отпадет необходимость в лабораторном анализе. На него будут отправляться только те образцы, где экспресс-анализ выявил отклонения от стандартов. По оценкам ведомства, такой подход позволит в шесть-восемь раз снизить расходы на контроль качества топлива, увеличить охват проверок и сократить их сроки, а также снизить административное давление на добросовестный бизнес.

Впрочем, сейчас, если экспресс-анализ выявит нарушения, только на его основании остановить работу АЗС или нефтебазы нельзя. Это можно сделать только по итогам проверки в лаборатории, получение результатов которой занимает несколько дней. На практике за это время АЗС или нефтебаза, как правило, успевают распродать некачественное топливо. «В перспективе мы планируем выступить с инициативой, в рамках которой можно будет приостанавливать продажи сомнительного топлива сразу после анализа на АЗС или нефтебазе, откуда в основном и поступает контрафактное топливо», — сообщили в Росстандарте.

Масштабная борьба с контрафактным топливом в России началась в 2015 году по поручению Владимира Путина. Как говорили собеседники «Ъ» на рынке, исходно в этом были заинтересованы крупные нефтяники, которые хотели устранить конкурентов на фоне насыщения внутреннего рынка бензина и роста налоговой нагрузки на нефтепереработку. Идею поддержал и Минфин, поскольку в большинстве случаев смысл продажи контрафактного топлива заключается в уходе от уплаты акцизов.

По данным Росстандарта, в 2016 году нарушения были обнаружены на 18% российских заправок, при этом 12% АЗС торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств. Это самый низкий уровень за последние пять лет, в то время как годом ранее он был рекордно высоким — 42,5%. В то же время рост акцизов в последние два года и снизившаяся маржа нефтепереработки способствуют увеличению объемов контрафактного топлива. По разным оценкам, объем контрафакта на рынке может составлять 6-10 млн тонн (около 8-15% от потребления бензина и дизельного топлива в РФ).

Росстандарт собирается начать применение экспресс-анализаторов в тестовом режиме уже в апреле в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. Полноценного внедрения методики в ведомстве ожидают до конца года, когда будут внесены необходимые изменения в нормативные акты. В ближайшее время экспресс-анализатор должен быть внесен в реестр средств измерения установленного типа, также ВНИИР проводит работу по его внесению в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. В 2016 году Росстандарт утвердил предварительный национальный стандарт (ПНСТ 155-2016), который предусматривает применение экспресс-анализаторов.

Стоимость прибора составляет около 300 тыс. руб., его пока производит только ВНИИР, но Росстандарт готов закупать приборы на тендерах и у других производителей, если они появятся. Спрос на экспресс-анализаторы может вырасти, если их начнут применять непосредственно продавцы топлива. Например, АЗС, которая сейчас вынуждена либо доверять паспорту качества топлива, представленному поставщиком, либо заказывать дорогой лабораторный анализ, сможет применить экспресс-тест прямо при приемке. Это поможет снизить риски получения контрафакта и тем самым обезопасить добросовестного продавца от наказания за некачественный товар.

Сейчас штраф для юрлиц за продажу контрафактного топлива составляет около 300 тыс. руб., но в перспективе он, вероятно, станет оборотным — 1% от выручки. В 2016 году соответствующий законопроект одобрила госкомиссия по антиконтрафактной деятельности, которую возглавляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Ожидается, что в 2017 году законопроект утвердит правительство (Минэнерго его уже одобрило).

Глава Российского топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Евгений Аркуша считает применение новой экспресс-методики правильным и эффективным. Но, по его мнению, важно не делать поспешных выводов на основе только такого анализа, а предъявлять обвинения после регламентированного теста в лаборатории. Гендиректор «Газпромнефть-Лаборатории» (структура «Газпром нефти») Виктор Чуяков пояснил, что компания не просто поддерживает инициативу Росстандарта по введению анализа, но и еще год назад выходила с аналогичной. «Мы используем экспресс-анализаторы в собственной практике уже больше двух лет — это, действительно, очень удобный и, что важно, эффективный инструмент контроля. Мы это видим. Если в стационарной лаборатории исследования занимают от одного до нескольких дней, то с помощью экспресс-анализатора проверить ключевые параметры топлива можно за полчаса. И если в первом случае к моменту получения результата некондиционный продукт уже «разошелся» по бакам автомобилей, то во втором появляется возможность — при обнаружении отклонений от нормальных значений — немедленно остановить реализацию», — говорит он. А это, отмечает господин Чуяков, уже совсем другой уровень эффективности контроля. По его словам, еще одним важным нюансом является то, что в экспресс-анализаторах, как правило, предусмотрена возможность передачи данных с прибора в информационную сеть. «Это существенно повышает объективность контроля. Поэтому, конечно же, мы инициативу поддерживаем. Особенно в части разработки соответствующей нормативной базы. Поскольку сегодня — это один из ключевых сдерживающих факторов для повсеместного использования экспресс-анализаторов» — пояснил глава «Газпромнефть-Лаборатории». В крупнейших нефтекомпаниях не стали комментировать ситуацию.
Гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов согласен, что Росстандарт в целом идет в правильном направлении. «На розничном рынке необходимо внедрение дешевых методов экспресс-анализа качества нефтепродуктов. Высокий интерес к таким методам, скорее всего, проявят добросовестные розничные продавцы, стремящиеся обезопасить себя от неправомерных действий водителей бензовозов», — считает он. Но, уточняет эксперт, не совсем понятен смысл проверки качества топлива на нефтебазе. На нефтебазах хранятся различные светлые и темные нефтепродукты, и этот товар совсем не обязательно впоследствии реализуется на АЗС, поясняет господин Турукалов. Сам факт хранения на нефтебазе, например, дистиллята газового конденсата с высоким содержанием серы не является нарушением. Нарушение, подчеркивает эксперт, — это когда такой товар продается на АЗС под видом дизельного топлива.

Источник: «Коммерсант»