Стандартизация

 

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

Стандартизация осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным (ст. 12 Закона «О техническом регулировании»).

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации.

Постановлением Госстандарта России от 2 сентября 2003 г. №100 определено, что до введения в действие основополагающих стандартов национальной системы стандартизации Российской Федерации разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов Российской Федерации, внесение в них изменений и отмену следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов», ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ПР 50-74-94 «Правила по стандартизации. Подготовка проектов государственных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

Разработку и применение межгосударственных стандартов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.8-95, ГОСТ 1.2-97, ГОСТ 1.5-2001, ПМГ 03-99, ПМГ 48-2002.

Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г. № 63 признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации.

В соответствии с данным Постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р».

 

Оформление договоров на абонементное обслуживание 

Информационно-консультационные услуги по вопросам технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений

  1. Консультационные услуги по вопросам:
  • технического регулирования в РФ;
  • стандартизации;
  • метрологии;
  • защиты прав потребителей.
  1. Пользование справочно-информационным фондом ФБУ «Дагестанский ЦСМ», в котором имеются:
  • более 30000 действующих стандартов в т.ч. ГОСТ, ГОСТ Р, МС ИСО, МС, МЭК и др. нормативные документы;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
  • информационные указатели стандартов и технических условий.
  1. Выдача справок по ГОСТ, ГОСТ Р, ПР, РД, МИ и др. нормативным документам  — срок действия, изменения, поправки.
  2. Представление во временное пользование (до 5 дней) копий информационных указателей стандартов (ИУС), бланков-заказов, журналов «Стандарты и качество», «Вестник технического регулирования в РФ», «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии», «Менеджмент качества», «Партнеры и конкуренты».
  3. Выдача сведений из банка данных «Продукция Республики Дагестан».
  4. Срочное выполнение разовых заказов в режиме «Запрос — ответ»  письменно и  устно (в т. ч. по телефону).
  5. Подбор нормативных документов по тематике, заданной предприятием.
  6. Консультации по Конкурсу «100 лучших товаров России».
  7. Консультации по вопросам разработки и постановки на производство новых видов продукции.
  8. Консультации по наличию информации на продовольственные и непродовольственные товары в соответствии с требованиями действующего законодательства и государственных стандартов.
  9. Выдача копий статей и других публикаций из журналов издательства РИА «Стандарты и качество» по заявкам.
  10. Информирование пользователей абонемента о вновь поступивших НД через информационный бюллетень.

 

Приобретение официальных копий национальных стандартов

Обеспечение заказчиков копиями национальных и межгосударственных стандартов, являющихся официальными документами

Автоматизированная информационная система «Распространение ГОСТ».

АИС «Распространение ГОСТ» представляет собой электронную базу данных, созданную на основе современных информационных технологий, базовыми принципами которой являются:

  • обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности актуальной библиографической базой данных и полными текстами стандартов из Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
  • введение персонификации на распространяемых официальных экземплярах стандартов, т.е. обязательное наличие информации о владельце на каждой странице стандарта;
  • обеспечение защиты стандартов от несанкционированного тиражирования путем нанесения голографической марки с идентификационным номером;
  • реализация стандартов в соответствии с единым прейскурантом, действующим на всей территории РФ.

База данных АИС «Распространение ГОСТ» включает в себя:

  • нумерационный указатель стандартов;
  • общероссийский классификатор стандартов (ОКС);
  • классификатор государственных стандартов (КГС);
  • тематические сборники;
  • механизм распространения стандартов.

АИС «Распространение ГОСТ» предоставляет:

  • расширенный поиск стандартов по различным критериям;
  • формирование заказа на приобретение полных текстов стандартов;
  • оперативную актуализацию официальных изданий национальных стандартов;
  • воспроизведение официальных изданий национальных стандартов на бумажном носителе с нанесением идентификационного знака официального издания;
  • уникальную возможность просмотра необходимого стандарта и его приобретения прямо на месте.

 

Разработка и экспертиза ТУ и СТО

Услуги по разработке технических условий и стандартов организаций

Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к изготавливаемой и поставляемой продукции установлено  Федеральным Законом  «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

Одним из принципов осуществления технического регулирования является принцип применения единых правил установления требований к продукции и к методам ее испытания.

Основным документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требований к продукции, является технический регламент.

В настоящее время введение в действие технических регламентов не исключает возможность использования для выпуска конкретной продукции технических условий (ТУ) или стандартов организаций (СТО) при отсутствии национальных стандартов на данную продукцию.

Стандарты организаций относятся к документам в области стандартизации и могут разрабатываться и утверждаться самой организацией, в том числе и на конкретную продукцию, поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок. Построение, изложение и оформление  стандартов организаций  выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5-2004, а общие положения по разработке и применению СТО установлены ГОСТ Р 1.4-2004.

Технические условия относятся к техническим документам, которые разрабатываются по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Общие правила построения, изложения, оформления и утверждения технических условий   регламентированы ГОСТ 2.114-95 и ГОСТ Р 51740-2001 при разработке ТУ на пищевые продукты, предназначенные для реализации населению.

Без определенных знаний по разработке ТУ и СТО, а также требований  стандартов разработать документы самостоятельно весьма проблематично.

Можно утверждать: каково качество ТУ и СТО – таковым будет и качество  изготовленной по ним продукции.

ФБУ «Дагестанский ЦСМ» оказывает квалифицированную помощь по разработке ТУ и СТО в короткие сроки и с учетом требований национальных стандартов.

 

Разъяснения о необходимости подтверждения соответствия

 Подготовка заключений для участников экономической деятельности

Заключение о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия, методическая помощь. Подготовка заключений (писем) осуществляется только после официального обращения и оплаты данной услуги.

Официальное обращение (письмо) должно содержать:

  • полное название организации, почтовый адрес и реквизиты;
  • наименование продукции;
  • описание продукции (основные технические характеристики, потребительские свойства, области применения и т.д.), желательно указать код ОКП;
  • письмо должно быть подписано руководителем организации.

 

Регистрация каталожных листов продукции

 Услуги по каталогизации

Согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294, на Росстандарт России возложено организационно-методическое руководство работами по созданию системы каталогизации в России.

Для формирования региональных и общероссийской баз данных, доведения информации о продукции до потребителей, а также для осуществления государственного контроля и надзора предприятия – изготовители заполняют и представляют каталожный лист продукции (КЛП) в территориальный орган Росстандарта России по местонахождению своего предприятия (для изготовителей Республики Дагестан – в ФБУ «Дагестанский ЦСМ»).

Каталожный лист продукции (КЛП) – это машинно-ориентированный документ, содержащий единый набор реквизитов, позволяющий получать сведения о продукции, о предприятии-изготовителе, о нормативном или техническом документе, в соответствии с которым выпускают и поставляют продукцию, а также об основных потребительских характеристиках этой продукции.

Каталожные листы оформляются на всю товарную продукцию, выпускаемую по любому нормативному или техническому документу.

Территориальные органы Росстандарта России осуществляют учетную регистрацию КЛП, формируют региональные базы данных (каталоги) продукции, поддерживают их в актуальном состоянии и осуществляют справочно-информационное обслуживание предприятий и других пользователей по их запросам.

Предприятия-изготовители представляют В ФБУ «Дагестанский ЦСМ» два экземпляра КЛП, оформленные в соответствии с ПР 50-718-99 «Правила заполнения  и представления каталожных листов продукции»,  а также копию  нормативного или технического документа, на основе которого заполнен КЛП.

 

Штриховое кодирование

Штрих-код — это графическое представление буквенно-цифровой информации, наносимое на упаковки товаров в виде рисунка, состоящего из комбинации черных полос и светлых пробелов между ними.

Чтобы нанести штриховой код на всю выпускаемую продукцию, товаропроизводитель должен получить индивидуальный регистрационный номер, который присваивает ААИ ЮНИСКАН/GS1 Russia.

Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/GS1 Russia — это действующая на территории Российской Федерации добровольная некоммерческая неправительственная организация, состоящая из предприятий-членов, использующих стандарты товарной нумерации и штрихового кодирования EAN International. Всем им присвоены идентификационные номера, которые начинаются с цифр 460 (ЮНИСКАН/GS1 Russia). Регистрационный номер, полученный предприятием в ЮНИ-СКАН/GS1 Russia является уникальным.

ФБУ «Дагестанский ЦСМ» — официальный представитель ААИ ЮНИСКАН/GS1 Russia на территории Республики Дагестан. Если Вы решили стать членом Ассоциации и получить право наносить штриховой код на продукцию своего предприятия, следует обратиться в ФБУ «Дагестанский ЦСМ». Специалисты Центра окажут консультационно-методическую помощь при вступлении в Ассоциацию, оформлении вступительных документов и перечня продукции.

По всем возникшим вопросам обращаться по тел: 8(8722) 63-60-01