НИ КАПЛИ МИМО

Росстандарт начал подготовку технического задания для системы по прослеживаемости топлива и запустил пилотный этап работы ее прототипа. Планируется, что подключение к системе участников всей цепочки — нефтеперерабатывающих заводов (их 33), мини-НПЗ (около 200), нефтебаз (2 тысячи), автозаправок (25 тысяч), транспортного звена — станет обязательным через два-три года.
Объявил о создании новой информационной системы глава минпромторга Денис Мантуров в январе. Ближайшая аналогия для нее — ЕГАИС для рынка алкоголя, объясняет Кулешов. «Топливная» система будет интегрирована с базами других госорганов. Обмен данными с Федеральной налоговой службой позволит отслеживать движение топлива до бензобака, с Федеральной таможенной службой — пресечь «экспортную» схему появления контрафакта, когда на заправках оказывается якобы предназначенное для экспорта топливо (допускается его производство по пониженным требованиям), с Росаккредитацией — контролировать прохождение испытаний топлива на соответствие техрегламенту, которые Росстандарт сейчас требует проводить не только при отгрузке с НПЗ, но и с нефтебаз.
Предполагается, что присоединение к новой системе участников рынка потребует от них минимальных затрат: у многих из них уже есть корпоративные системы учета количественных и качественных показателей топлива, их интеграция с единой базой данных будет максимально упрощена, сказал Кулешов.
Общероссийская информационная система будет автоматически отслеживать все этапы движения топлива и позволит понять, какую итоговую смесь заправляет автовладелец на АЗС. Предположим, с двух НПЗ отгружается по 100 тонн топлива в 20 условных бензовозов, и они поступают на одну нефтебазу под двумя паспортами качества. При отгрузке с базы оформляется новый паспорт с привязкой к двум предыдущим, а на АЗС, куда поступила смесь из продукции тех самых двух НПЗ, фиксируется каждая заправка, и если изначально было 200 тонн, то по бакам должно быть разлито тоже не более 200 тонн с поправкой на метрологическую погрешность. Этот механизм блокирует возможность на одном из этапов подмешать к качественному топливу продукцию сомнительного происхождения и под нормальными документами поставить опасную смесь на АЗС.
С 2020 года планируется масштабировать проект прослеживаемости на всю страну, но все еще как эксперимент с добровольным участием. С конца 2021 года или начала 2022 года предполагается уже полноценная работа системы с введением административной ответственности за отказ присоединиться к системе.
Масштабная кампания по зачистке рынка от контрафакта, начатая в 2015 году с первой волны внеплановых проверок АЗС (за 2015-2018 годы проверено свыше 6,5 тысячи организаций нефтепродуктообеспечения), а также введение в 2018 году штрафов с оборота привели к сокращению доли фальсификата более чем в два раза (с 20 до 9 процентов), открыв добросовестным участникам рынок на 300 миллиардов рублей в год. Остающиеся в «серой» зоне около 10 миллионов тонн дизтоплива и бензина — «цель» новой системы учета. Часть «серого» рынка перейдет в «черную» зону, признает Кулешов, она не исчезнет, пока недобросовестные транспортные организации будут предъявлять спрос на «левое» топливо, но по крайней мере с этим не должен сталкиваться рядовой потребитель. Проблема контрафакта на топливном рынке связана прежде всего с работой нефтебаз и мини-НПЗ, им предстоит провести модернизацию и перейти на светлую сторону рынка либо уйти с него, считает Кулешов.
Санкт-Петербург не первый раз стал площадкой для внедрения новых методов наведения порядка на топливном рынке. В апреле 2018 года там прошли обкатку методические рекомендации по общественному контролю качества топлива, они позволили свести к минимуму «потребительский терроризм» и повысить прозрачность и эффективность работы общественных и мониторинговых организаций. Теперь с применением доработанной «методички» будет оцениваться эффект проекта прослеживаемости на ситуацию с качеством топлива в регионе, сказал Кулешов.

Источник: «Российская газета» — Федеральный выпуск № 66 (7824)

Дата публикации: 26.03.2019
https://rg.ru/