Российские ученые-метрологи уже не занимаются взвешиванием гирь…

Российские ученые-метрологи уже не занимаются взвешиванием гирь, а создают технологии связи, навигации и управления будущего, с которыми можно будет точно предсказать извержение вулкана и управлять беспилотным транспортом в городе. Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов рассказал РИА Новости о том, каким станет ГЛОНАСС, возрождении приборостроения, российских оптических часах, которые могут стать точнейшими в мире, и о том, когда граждан освободят от поверки водных счетчиков. Беседовал специальный корреспондент Игорь Ермаченков.

— Алексей Владимирович, метрология — это не только точность градусника или счетчика воды, это в первую очередь технологии завтрашнего дня, над которыми, как я знаю, работает Росстандарт. Над чем идет работа сегодня?

— Метрология — вещь очень многогранная, и то, что вы к ней относитесь с такой технологичной точки зрения, на мой взгляд, очень важно. Она вмещает в себя все, начиная от покупки товара в магазине и заканчивая сигналами точного времени и точностью позиционирования через спутниковую навигацию. Единое время в стране и в мире, навигация в телефоне, недолив бензина в бак автомобиля — вопросы к метрологам: ученым, практикам, инспекторам с надзорными функциями на рынке. Это наука измерительного перфекционизма, я бы так сказал.

Все знают, что приборы учета должны пройти поверку, и от ее результатов зависит правильность измерений градусника, счетчика воды в квартире, алкотестера. Камеры фото- и видеофиксации, измеряющие скорость или определяющие местоположение автомобиля, должны быть испытаны метрологами и внесены в специальный — федеральный информационный — фонд обеспечения единства измерений. Иначе — судебные иски. То есть если оборудование поверено или откалибровано, это означает: его точность подтверждена метрологами. Принципиальное значение точность имеет в промышленности, иначе с конвейера не сойдет ни одно изделие, тем более высокотехнологичное. А в метрологических институтах сегодня ведутся разработки настолько серьезного уровня, что понимаешь: будущее уже здесь и сейчас.

— Что делается вами для улучшения навигации, в частности, ГЛОНАССа?

— Метрологи Росстандарта вместе с Роскосмосом активно участвуют в развитии системы ГЛОНАСС. Завершенный в 2016 году блок работ обеспечил возможность повышения точности позиционирования для потребителя ГЛОНАСС с использованием технических средств Росстандарта до 30%. В принципе, система уже сегодня может использоваться для рассмотрения обстоятельств ДТП, страховых случаев на дорогах.

Нам критически важно обеспечить точные измерения единицы времени и частоты. Это самым непосредственным образом влияет на точность позиционирования. Вот сейчас мы достигли, скажем так, метрового диапазона: при благоприятных условиях мы можем определять место нахождения того или иного объекта с точностью до 3-5 метров. В дальнейшем мы должны дойти до нескольких сантиметров. К этой цели мы идем планомерно и достаточно быстро.

Полный текст интервью читайте здесь.